Биография Касторнова А.Ф. Биография Касторнова А.Ф.

Биография

Родился 18 марта 1944 года, Орловская обл., Краснозоренский р-н, ст. Красная Заря.  В 1962 году завершил учебу (11 классов) с серебряной медалью в 31 школе г. Орла и поступил на математический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ)  им. В.И. Ленина (сегодня – Институт математики и информатики МПГУ).

В 1967 году после окончания учебы на матфаке по специальности «Математика и программирование» был распределен по поступившей заявке в Череповецкий государственный педагогический институт (ЧГПИ) и зачислен на кафедру математики в должности ассистента. Специализировался на чтении дисциплин, связанных с полученной специальностью (см. А.Ф. Касторнов «Мой «Знак Зодиака» - информатика»).

 В 1971 году после окончания 10-месячных курсов ЮНЕСКО (г. Москва) по изучению французского языка по распоряжению Минпроса РСФСР был командирован в Центрально-Африканскую Республику (ЦАР) в качестве учителя математики в лицеях страны, где проработал до 1975 года (см. сайт «А.Ф.Касторнов «Переводы и зарисовки. Мое свидание с Африкой»).

В 1976 году поступил в аспирантуру НИИ СИМО (содержания и методов обучения) при Академии педагогических наук СССР, которую закончил в 1979 году с защитой кандидатской диссертации по теме «Совершенствование методики решения задач с помощью схем и программ». По возвращению в ЧГПИ был избран заведующим кафедрой математического анализа (1979-1982) (см. А.Ф. Касторнов «Мой «Знак Зодиака» - информатика»).

В 1982 году был направлен в качестве члена контракта экспертов ЮНЕСКО на работу в Демократическую Республику Афганистан (ДРА)  с целью организации там Кабульского педагогического института, где работал в должности преподавателя-консультанта на кафедре математики. Занятия со студентами проводил на французском языке совместно со своим партнером  преподавателем-афганцем (см. сайт «А.Ф.Касторнов «Переводы и зарисовки. Афганский десант»). Вернувшись в 1985 году на кафедру математического анализа ЧГПИ, организовал на ее базе в 1986 году кафедру информатики и вычислительной техники (информатики, прикладной информатики), став ее заведующим в течении 25 лет (1986-2011 гг.).

 В 1996 году, получив ученое звание профессора, возглавил созданную на кафедре аспирантуру по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) (см. статью Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. "СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЧЕРЕПОВЦА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" в журнале «Педагогическая информатика» 3’2018).

За годы существования кафедры помимо преподавательской деятельности (чтение лекций и проведение практических и лабораторных занятий) являлся научным руководителем студенческих выпускных работ, осуществлял  рецензирование докторских и кандидатских диссертаций, написание отзывов на авторефераты научных диссертаций, руководил работой кафедральной аспирантуры по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика), принимал участие в организации и проведении курсов повышения квалификации в области информатики для преподавателей вуза и учителей школ города Череповца.

Сфера преподавательской и научной деятельности ориентирована на овладение и совершенствование методики обучения информатике и информатизацию системы образования. В этой области была проделана следующая работа:

  • В 1985 году на летних курсах было подготовлено 120 учителей информатики;
  • С 1986 по 2011 годы было подготовлено 200 выпускников по специальности «Учитель информатики»;
  • С 1996 года по настоящее время было выпущено 20 аспирантов на кафедральной аспирантуре по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика), из них шесть получили степень кандидата педагогических наук.
  • В течение 25 лет работы кафедры информатики были проведены курсы повышения квалификации учителей Вологодской области и преподавателей ЧГУ в области информатики (250 и 180 человек соответственно);
  • Проведено пять научно-практических конференций по тематике «Информационные технологии в современном образовательном учреждении».
  • Рецензирование докторских и кандидатских диссертаций в рамках ведущей организации и написание отзывов на авторефераты научных диссертаций (в общей сложности около 20 работ),

В настоящий момент является профессором вновь образованной в 2013 году кафедры математики и информатики.

 

Имеет награды:

Значок «Отличник народного просвещения», присужденный Министерством народного образования РСФСР с номером 211 от 20.11.1990 года.

Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» с номером 08-752 от 03.09.2001 года.

Медаль «Профессионал России» (удостоверение №823/I) , присужденная постановлением Совета по общественным наградам России от 12 апреля 2006 года, №5.

Звание «Заслуженный профессор ЧГУ» с вручением нагрудного знака «За заслуги» от 30.08. 2017 года.

Публикации

Учебные пособия

  1. Язык программирования Паскаль.  Учебное пособие / А. Ф. Касторнов, Г. А. Евстратова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Череповецкий гос. унт-т", Ин-т информационных технологий. Череповец, 2010.
  2. Практикум по программированию на языке Паскаль. Учебно-методическое пособие. - М.: ИИО РАО, 2011. - 110 с.
  3. Информатика. Организация самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие для всех направлений бакалавриата по дисциплине «Информатика». – Череповец: ЧГУ, 2012. – 138 с. (Составители: Е.А. Смирнова, М.Г. Можаева, О.Ю. Лягинова, М.И. Шутикова, А.Ф. Касторнов, К.С. Петрова)
  4. Программирование на языке Паскаль: учебное пособие / Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - 152с.

Статьи

  1. Образовательные порталы как элемент реализации электронного образования. Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства», г. Нижний Новгород, декабрь 2012.
  2. Из опыта организации и проведения научно-практических конференций «Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном учреждении» // Вестник ЧГУ, № 1(36). Т.1, 2012. – С. 102-107.
  3. Модульное проектирование экспертной системы, применяемой для контроля знаний. Ученые записки ИИО РАО. 2013. № 47. С. 80-93.
  4. Технология компонентного (модульного) проектирования экспертной системы для систематизации и контроля знаний. Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем = Open Semantic Technologies for Intelligent Systems (OSTIS-2013): материалы III Междунар. научн.-техн. конф. (Минск, 21-23 февраля 2013 г.) / редкол.: В.В. Голенков (отв. ред.) [и др.]. - Минск: БГУИР, 2013. – С. 461-466.
  5. Из опыта подготовки учителей информатики к реализации перехода школьного образования на новые образовательные стандарты. Всероссийская научно-методическая конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика», Нижний Новгород, 26-28 марта 2013 г.
  6. Способы реализации информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2014. № 1. С. 71-73.
  7. Образовательный портал как основа создания и функционирования информационно-образовательной среды учебного заведения. В сборнике: Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 71-77.
  8. Языки программирования и их роль в становлении предметной области «Информатика». Ученые записки ИУО РАО. 2015. № 56. С. 61-71.
  9. Проектирование экспертной системы для систематизации контроля знаний.  В сборнике: Современные информационные технологии. Теория и практика. Материалы  Всероссийскойнаучно-практической конференции. Под ред. Е.А. Смирновой.. 2015. С. 127-133.
  10. Языки программирования и их роль в становлении предметной области «Информатика».  Педагогическая информатика. 2016. № 1. С. 59-68.
  11. Из истории становления предметной области «Информатика» в системе педагогического образования. В сборнике: От информатики в школе к техносфере образования Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Российская академия образования, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. 2016. С. 166-172.
  12. Языки программирования и их роль в становлении предметной области «Информатика».  Педагогическая информатика. 2016. № 1. С. 59-68.
  13. Интеллектуальное тестирование знаний.  В сборнике: Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Смирнова. 2017. С. 14-17.
  14. Объектно-ориентированный подход как основа современного программирования.  В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития.  Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. 2017. С. 958-962.
  15. Объектно-ориентированное программирование как перспективное направление развития школьного курса информатики. Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 5 (80). С. 177-181.
  16. Нейрокомпьютинг – современный интеллектуальный инструмент познания. Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 1-2 (61). С. 58-61.

За годы работы было опубликовано более 40 статей, 22 из которых помещены в электронную библиотеку e-library ( https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=663592).  Из этих статей 6 имеют статус ВАК, 21 – РИНЦ (1 – ядро РИНЦ), индекс Хирша – 3.

Помимо научных работ есть публикации на авторском сайте «А.Ф. Касторнов. Переводы и зарисовки» по адресу URL:  https://sites.google.com/site/kast1944/.